Строительная компания
stroidom-shop.ru
comintour.net
Спецрозница на карантине

Два месяца «повышенной готовности» не прошли даром для специализированной российской розницы никотиновых товаров

Русский Табак провел телефонный опрос специализированных розничных точек, поговорив примерно с десятком магазинов в каждом из трех подсегментов: сигарные, кальянные и вейп-специалисты. Общий вывод прост и печален: «всё плохо, но плохого много». Продажи снизились или обрушились, ассортимент усох из-за остановки импортных поставок, а легальным игрокам пришлось вступить в жесткую конкурентную борьбу с теневым рынком. Но есть и особенности по секторам.

Сигарные продажи в апреле и мае просели, с этим согласны все, кто решился говорить о динамике торговли. Многие указывают на сокращение ассортимента из-за закрытых оптовых складов. Однако в крупнейших сигарных операторах («СД Фортуна» и «Топ-Сигарс») нам подтвердили, что склады отгрузки производили, а ассортимент не сократился, так как ещё до пандемии и отечественных карантинных мер сигарные компании вели политику наращивания запасов из-за предстоящего 1 июля фактического закрытия границ для несигаретной табачной продукции (ОТР). Торговать внутри страны без цифровой маркировки можно будет ещё целый год, нужен лишь товарный запас. Найти маркированный товар ОТР, несмотря на бодрые рапорты ЦРПТ, пока проблематично, да и табаконисты не рвутся подключать свои точки к системе отслеживания. Количественные оценки по динамике продаж сделать нельзя – все респонденты наотрез отказались говорить о цифрах даже «в процентах».

Снижению сигарных продаж способствует, конечно, действующий в стране (явно избыточный в сложившихся условиях) запрет на дистанционную продажу табачных изделий. Легально торговать онлайн сигарами нельзя, а розничные точки должны быть закрыты по решению местных властей (в Москве даже оштрафованы 350 магазинов непродовольственной розницы, и, хотя далеко не все они табачные, конечно, табак – в лидерах). Кое-где табак внесен местным регулированием в список товаров первой необходимости (ТПН), и там табаконистам можно открыто работать, однако столь разумных губернаторов можно по пальцам пересчитать. Нет открытых каналов – нет и продаж. Хотя сигарный спрос на подъеме: и потребление в самоизоляции могло вырасти, и за границу не слетаешь, чтобы пополнить хьюмидор, и «эффект гречки» никто не отменял. Впрочем, курильщики сигар, как люди не просто богатые, но и умные, вероятно, позаботились о своих личных запасах заранее – в том числе и при обвале курса рубля в середине марта.

Обратный эффект у продавцов кальянных табаков. Они в основном довольны ростом продаж, могут себе позволить брать за доставку по 400 рублей по Москве. Рост спроса понятен: весь общепит, как и специализированные кальянные заведения, снабжавшиеся с черного рынка, закрыт, дуем дома. Несколько продавцов подчеркнули заметный рост продаж кальянных устройств, причем не элитного, а эконом класса – народ обустраивал домашние кальянные на дачах и балконах. А вот по табакам и смесям динамика разнонаправленная. На подъеме крепкие кальянные табаки, а безникотиновые смеси – на спаде. Основные проблемы кальянной онлайн-торговли те же, что и у вейп-продавцов (ниже по тексту), при этом никому из респондентов, реализующих кальянные табаки и бодро вещающих о своих усилиях по развитию онлайн-канала продаж, и в голову, похоже, не пришло, что это – нелегальные операции. Как и сигары или сигареты, кальянный табак легально продавать дистанционно нельзя. Сюрприз, сюрприз…

Спецрозница на карантине

Вполне пока легальные онлайн продажи товаров ЭСДН оказались единственной возможностью выживать для этого сектора никотинного рынка в условиях карантина. ЭСДН нигде не попали в список ТПН и почти вся офф-лайн торговля ЭСДН встала. Исключение – ограниченный ассортимент, в основном закрытых систем, картриджей, представленный в супермаркетах, алкомаркетах и прочей продовольственной рознице. Истинные вейперы, т.е. поклонники открытых систем, имеют шанс что-то купить только в интернете. Едва ли это стало для них шоком, онлайн и в старые добрые времена был для большинства из них базовым каналом снабжения. Шоком ситуация стала скорее для продавцов – такой нагрузки на «дополнительный» (как правило) канал продаж никогда не было. Впрочем, кое-где в регионах работали и вейп-шопы, тщательно соблюдая все меры карантинной санитарии вплоть до позволения находится в шопе лишь по одному покупателю. Но зато этот единственный имел возможность, как в старину, продуть новую жижку или оригинальную смесь до покупки.

Кстати, о продажах э-жидкостей. Из-за перекрытия границ поставки импортной жижи прекратились, но отечественный производитель работал бесперебойно. Отгрузки проводились без задержек в любой день и апреля, и мая. О чём это говорит, если даже завод КАМАЗ останавливался? О том, что отечественные гаражные повара мало интересуются решениями правительства, хоть про акцизы, хоть про карантин. Чёрный рынок прекрасно функционирует в условиях карантина, даже лучше, чем без него. Легальным производителям и импортерам, у кого что-то еще остается на складе, приходится конкурировать с нелегалами, и теперь они лишены преимуществ, даваемых собственной легальной розницей или поддержкой лояльных продавцов-консультантов в магазине. В интернете всё едино, ночью все кошки серы.

Общая проблема всех розничных продавцов, вдруг оказавшихся лицом к лицу с интернетом, их неготовность к режиму «повышенной готовности». Узкие места обнаружились везде, начиная с телефонного приема заказов, поскольку дешевый софт онлайн-заказы у большинства обрабатывает условно – и ассортимент, и стоимость, и условия доставки надо согласовывать с клиентом по телефону. Все мгновенно уперлись в недостаток линий, ведь в тучные времена почти никто не позаботился о многоканальных телефонных станциях. Кто-то перевел офф-лайн работников на позиции операторов колл-центра, а кто-то бросил клич по друзьям и родственникам на карантине… Многие слепили «на коленке» кое-какие «представительства в «вацапе», «телеграмме» или «вконтакте» тоже подспорье в привлечении и удержании клиентов. Но перестраиваться приходится на бегу, о качестве сервиса речь не идет. Обработку заказа и удаленное общение с заказчиками все респонденты без исключения назвали основной проблемой в дни карантина. Среди других часто называемых проблем вейп-шопов можно назвать быстрое усыхание ассортимента девайсов из-за закрытого Китая. Никто не говорит о снижении спроса, скорее – о снижении каналов доступа к покупателю.

Никто из розничных торговцев всех трех никотиновых секторов торговли не ожидает никакой помощи от государства, несмотря на значительный ущерб бизнесу из-за ограничительных мер на розничную торговлю. Впрочем, о банкротстве открыто тоже никто не стал говорить, лишь кое-кто горько усмехался: «Убытки подсчитаем, когда самоизоляция закончится…». Для сравнения, в Китае, как сообщает журнал Tobacco Asia, в разгар эпидемии табачная госмонополия оказала поддержку своим клиентам из числа розничных операторов по направлениям снижения арендных платежей и получения льготных кредитов. Характерно, что именно госкомпания вела необходимые переговоры с банками и арендодателями от лица своих розничных партнеров.

Мы еще будем возвращаться к теме влияния китайского вируса на разные сектора табачного бизнеса, особенно когда появится какая-то надежная статистика. Цифры-то и сейчас есть – например, у операторов данных онлайн-касс, но обработать они их не могут. Например, аналитики «Эватора» рапортуют о динамике продаж сигарет в «табачных киосках». Они, наверно, удивятся, узнав, что еще шесть лет назад (ровно шесть – 1 июня 2014 года!) такие продажи в России были запрещены по ФЗ-15, и табачные киоски в стране давно исчезли как класс. Но данные с каких-то касс поступают, аналитики анализируют. А чо? Нормально.

Спецрозница на карантине


Источник

Об

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *