В Счётной палате США заявили о серьёзных проблемах в системе ALIS, которая помогает проводить диагностику и обеспечивать работоспособность истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35. В докладе конгрессу, с текстом которого ознакомился RT, ведомство призвало Пентагон разработать стратегию модернизации комплекса. Военные эксперты и официальные лица ВВС США уже неоднократно обращали внимание на неполадки, связанные с работой системы. Однако это далеко не единственный дефект F-35, который регулярно подвергается критике специалистов в области авиации в самих Соединённых Штатах. Как считают российские военные эксперты, Вашингтон закрывает глаза на недоработки, чтобы оправдать вложенные в проект деньги.
- ВВС США
- © Rob Schumacher/The Arizona Republic-USA TODAY Sports
В Счётной палате США заявили о необходимости разработать стратегию модернизации системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) ALIS (Autonomic Logistics Information System) для истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Об этом говорится в докладе ведомства, подготовленном по запросу американского конгресса.
«Перспективы ALIS по-прежнему неясны, поскольку Министерство обороны ещё не выработало стратегию модернизации, которая, помимо прочего, определила бы характеристики будущей системы, условия её разработки и эксплуатации, параметры реагирования на ключевые риски и итоговую стоимость», — сообщается в документе Счётной палаты, с текстом которого ознакомился RT.
Системы ИЛП предназначены для того, чтобы снизить финансовые, временные и трудовые затраты при поддержании самолёта в боевой готовности в ходе его эксплуатации. Так, ALIS помогает специалистам по обслуживанию F-35 проводить диагностику и обеспечивать работоспособность летательных аппаратов. С её помощью осуществляется процесс обновления программного обеспечения истребителя и загрузка в бортовые компьютеры новых данных. Разработчиком комплекса является американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin.
Сотрудники Счётной палаты указывают на сохраняющиеся проблемы в работе системы.
«От нынешних пользователей ALIS продолжают поступать сообщения о значительных трудностях в её эксплуатации, которые негативно сказываются на повседневном использовании самолётов, вынуждая решать дополнительные задачи по их обслуживанию, и которые в некоторых случаях приводят к тому, что командиры эскадрилий идут на риск и утверждают вылеты, когда ALIS делает вывод о том, что вылетать не следует», — поясняется в документе.
Как отмечают специалисты, работающие с системой, для её использования необходимо громоздкое и хрупкое оборудование, которое трудно транспортировать, при обслуживании ALIS требуется больше персонала, чем планировалось изначально. Кроме того, для работы системы в некоторых случаях нужно интернет-соединение, которое в полевых условиях не всегда доступно и стабильно.
Пользователи также жалуются на несовершенное и неудобное программное обеспечение, низкую скорость обработки данных, зависание и несвоевременное прерывание сеанса работы. При этом процесс устранения возникающих при эксплуатации F-35 проблем с помощью ALIS остаётся неэффективным, отмечается в докладе Счётной палаты.
«С учётом того, что в ближайшие четыре года всемирный флот F-35 превысит 1000 единиц, а Вооружённые силы США всё больше полагаются на возможности F-35 в реализации своих операционных стратегий, решение текущих проблем, связанных с системой логистической поддержки этих истребителей, станет для Министерства обороны безусловной необходимостью», — резюмируют в Счётной палате.
На этом фоне авторы документа призывают конгресс потребовать от американского военного ведомства разработать механизм оценки эффективности ALIS.
- Истребитель F-35
- © Yuri Gripas/Reuters
Обеспокоенность по поводу функционирования ALIS объясняется тем, что система влияет на работу ПО F-35, а значит, и на боеспособность самолёта, заметил в разговоре с RT военный эксперт Алексей Леонков. Он обращает внимание прежде всего на основную функцию системы — обновление данных бортового компьютера. По словам эксперта, точная и своевременно загруженная информация имеет критическое значение.
«Если меняются боевые задачи, появляются новые виды вооружения, новые комплексы обороны, требуется соответствующее обновление, чтобы обеспечить живучесть летательного аппарата в условиях общевойскового боя», — добавил Леонков.
Устаревшая технология
Работу ALIS уже не раз критиковали в Соединённых Штатах. Так, помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер назвал комплекс «технологией 1990-х годов». По его мнению, в системе есть «много моментов, которые очень расстраивают и отнимают массу времени».
также обсуждал возможность отказа от приобретения американского самолёта из-за дефицита бюджета.