Строительная компания
stroidom-shop.ru
comintour.net
Счетная палата считает акцизы

СП предлагает передать часть доходов от акцизов на табак в бюджеты регионов

Акцизы на табачную продукцию приносят в российскую казну около 3% всех доходов федерального бюджета. По итогам текущего года сумма этих поступлений составит порядка 710 млрд рублей. «По специфической ставке акциза на самый распространенный вид табачной продукции (сигареты и папиросы) с 2008 года наблюдалась тенденция к росту, превышающему динамику изменения индекса потребительских цен. Темп поступления акцизов всегда был ниже, но в целом следовал в русле тех изменений. В 2018-2019 годах динамика изменилась – мы наблюдали разнонаправленное движение. При росте ставки акцизов на табак происходило падение поступлений от акцизов на табачную продукцию», – сообщил на Коллегии аудитор Андрей Батуркин по итогам анализа установления и взимания акцизов на табачную продукцию в 2016 — I полугодии 2021 гг.

Счетная палата считает акцизы

В проверяемый период было принято девять законов, которые в той или иной степени затрагивают вопрос обложения акцизами табачной и никотинсодержащей продукции. В финансово-экономическом обосновании, как выявило исследование, отсутствуют расчеты и ожидаемые оценки бюджетного эффекта от увеличения ставок акцизов на подакцизные товары, а также показатели снижения потребления такой продукции. «В связи с этим осуществить оценку бюджетного эффекта от принятых решений непосредственным сопоставлением фактических показателей с запланированными не представляется возможным», – констатировал Андрей Батуркин. В ходе анализа Счетная палата обратила внимание и на то, что повышение ставок акцизов происходило неравномерно. Компании-производители табачной продукции на это реагировали сменой политики ценообразования, а также товарных позиций и объема реализуемой продукции. Так, с 2016 по 2020 год объём проданных сигарет и папирос сократился почти на 28%.

На сокращение показателя также повлияли отказ части населения от курения, переход на электронные сигареты и рост продаж нелегальной табачной продукции, с которой не поступает акциз в федеральный бюджет. По оценке независимого международного агентства Kantar TNS Russia, доля нелегальных продаж выросла более чем в 10 раз и достигла 10,7% в 2021 году. По оценкам Счетной палаты, с 2016 года потери бюджета из-за реализации нелегальной продукции составили 295,6 млрд рублей. Основная причина роста нелегального оборота табачной продукции – значительное, порой кратное расхождение между ставками на сигареты в России со странами ЕАЭС.

Действенным инструментом борьбы с нелегальными продажами и «обелением» табачного рынка является система цифровой маркировки. Эта процедура стала обязательной с 1 июля 2020 года. Однако максимальный эффект от этой меры можно получить только при условии регистрации всех участников рынка и отражения операций в государственной информационной системе (её оператор – ООО «Оператор-ЦРПТ»). «В прошлом году были промаркированы 11,1 млрд пачек сигарет. При этом с кодом «вышел из оборота», что означает реализованы в розничной продаже, вышло всего лишь 5,6 млрд штук. То есть всего половина от того, что было произведено табачниками. В I квартале 2021 года из розничного оборота вышло 61,5% промаркированных пачек. Это, — пояснил Андрей Батуркин, — свидетельствует о значительном количестве участников оборота, которые не подают сведения в государственную информационную систему маркировки товаров».

По мнению Счетной палаты, изменить ситуацию и вовлечь в систему маркировки больше участников табачного рынка поможет передача части доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов. «Сейчас у них нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет», — пояснил аудитор. С этим предложением согласились присутствовавшие на Коллегии первый заместитель председателя Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин и врио директора Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский. Они напомнили, что с 2017 года подобная схема применяется при распределении акциза на крепкий алкоголь и показывает хороший результат.

Действительно, часть акцизных доходов, переданная в регионы, позволит местным властям добиваться полной прослеживаемости сигарет в торговле, вплоть до реализации их курильщику. Однако это не решит другую фундаментальную проблему маркировки: мелким фабрикам по-прежнему выгодно покупать только цифровые коды, но не платить акцизы (что почти в 200 раз дороже) и выпускать в чёрный оборот миллионы пачек. Пока маркировкой занимается частная компания, проблема никуда не денется. Частник заинтересован в своей прибыли, что приносят коды (а также софт и прочие условия подключения к маркировке для бизнеса), его не волнует бюджет и настоящая легальность продукции. Маркированная дата-матрицей пачка видна в приложении «Честный знак» как «легальная» даже при неуплаченном с неё акцизе, и контролёры её нелегальность не замечают. Зато масштабы этого нарушения теперь увидела Счетная палата. То, что СП занялась этой проблемой, – отличная новость для рынка. Рано или поздно, сопоставляя данные маркировки, акцизные платежи фабрик и данные с онлайн-касс, аудиторы увидят воочию, как опасно делегировать налоговые компетенции частному оператору и, думается, найдут лучшее решение.

Кстати, позиция Минфина по выводам СП кажется удивительной. Елена Лебединская, директор Департамента доходов Минфина России заявила: «Перераспределение части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов и их зачисление по месту производства пропорционально численности трудоспособного населения или показателям региональных розничных продаж может повлечь за собой рост налогового потенциала наиболее обеспеченных регионов и, как следствие, увеличение разрыва в уровне бюджетной обеспеченности между субъектами. Связано это с тем, что около 90 % производства табачной продукции сосредоточено на территории лишь пяти регионов, а существенная часть населения в трудоспособном возрасте проживает в наиболее высокообеспеченных субъектах (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург), на которые, соответственно, приходится и существенная часть розничных продаж табачной продукции». Но ведь давно никто не предлагает возродить систему начала нулевых, когда платежи табачных акцизов в региональные бюджеты были привязаны к фабрикам, и зачислять их только в регионы с производством (таких регионов с закрытием «Филип Моррис Кубань» останется реально два: Петербург и область). Речь идет о трансферах, пропорциональных потреблению сигарет в регионах, а ещё лучше – пропорционально выручке с розничных продаж, причём легальных продаж! То есть, подтверждаемых не только данными прослеживания цифровой маркировки, но и операторами фискальных данных (онлайн-кассы). Вот тогда региональные власти всерьёз займутся обелением местных рынков, а ФНС и Минфин увидят, какие именно фабрики коды маркировки покупают, а вот про уплату акцизов забывают.


Источник

Об

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *