Строительная компания
stroidom-shop.ru
comintour.net
Пропуска от Минсельхоза

Министерство сельского хозяйства РФ подготовило проект решения комиссии Таможенного союза (Евразийская экономическая комиссия, ЕЭК) о внесении в перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском табака и табачных изделий. Речь идёт как о сырье, так и о готовой продукции (сигаретах, сигарах и т.д.), последнее выглядит откровенной и отчасти (по ряду категорий) беспрецедентной глупостью. В случае принятия документа эта продукция будет проходить на границе более строгий фитосанитарный контроль с экспертизой отобранных проб.

Фитосанитарный контроль – это контроль наличия насекомых, вредных (сорных) растений, а также их семян, спор, личинок и проч. в импортируемом сельскохозяйственном сырье. Вполне нормально контролировать сырьё, поступающее «с полей» – тот же табак, например. Собственно, так и было исторически, но проверять на насекомых готовую табачную продукцию – абсурд. Это всё равно, что проверять чипсы на наличие колорадского жука. Или проверять печенье и конфеты, аргументируя тем, что в собранном зерне, соевых и какао-бобах могут встречаться вредные насекомые и сорные растения. Но проверять чипсы Минсельхоз пока не предлагает.

С табачным сырьём ситуация тоже мутная. До 2010 года табачные листья уже были в перечне подкарантинной продукции с высоким уровнем риска, но их исключили из него, чтобы не создавать отрасли излишние административные барьеры. Потом что-то вернули в 2014 году. В публикации газеты «Деловой Петербург» утверждается, что табачное сырьё с 2010 года не проходит фитосанитарный контроль, а в публикации другого питерского издания «moika78.ru» сообщается о результатах работы Россельхознадзора в первом квартале 2020 года по фитосанитарному контролю на российско-латвийской границе: проверено 912,6 тонны табачного сырья. Получить разъяснения в Минсельхозе, Россельхознадзоре или ЕЭК не удалось, возможно, из-за условий самоизоляции и удалённой работы пресс-служб.

Пропуска от Минсельхоза

Так или иначе, требование дополнительного сертификата к каждой партии табачного сырья или дополнительные тесты уже на нашей территории дело хоть и хлопотное, но понятное всем участникам процесса. И понятное поставщикам, что немаловажно. Для крупнейших производителей сигарет в России это вообще не было проблемой – они отправляют сырьё и материалы сами себе, любые документы – минутный вопрос. Но введение фитосанитарного контроля для готовой продукции может парализовать несколько сегментов рынка. Если поставщика импортных сигарет, табаков, сигарилл и сигар наш импортёр запросит отправлять фитосанитарный сертификат, подтверждающий, что в партии упакованных сигарет, сигар и т.д. нет вредных для России насекомых и сорняков, то его, скорее всего, просто не поймут. И если с сигарщиками, вероятно, ещё можно найти общий язык, их продукция к полю ближе прочих и им знакомы отправки готовых сигар для упаковки в другие страны, то поставщик сигарет точно покрутит пальцем у виска, поминая русский Минсельхоз.

В проекте решения ЕЭК, направленном туда (в ЕЭК) нашим Минсельхозом в начале апреля, перечисляются позиции, подлежащие контролю, если это нелепое решение будет принято: «табачное сырьё; табачные отходы; сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей; прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак «гомогенизированный» или «восстановленный»; табачные экстракты и эссенции». То есть рьяные исполнители сюда легко включат не только стики нагреваемого табака, но и жидкости с никотином – а что, это тоже «табачный экстракт». Каков возможный наихудший эффект применения такого решения, с учётом очевидной (принципиальной) неготовности зарубежных отправителей готовой табачной продукции выписывать сопровождающие фитосанитарные сертификаты? Паралич рынка сигар, прежде всего. Потребительские табаки и сигариллы в каком-то объёме делаются и в России, совсем пустым рынок не останется. Кальянные табаки и так в основном уже местного производства. Свои сигары в России тоже есть, их делают несколько загадочных фабрик, о которых все слышали, многие даже пробовали продукцию, но никто никогда не видел производства, отчего всё гуще подозрения, что это нечто вроде белорусских «креветочных производств»: банальная контрабанда плюс своя этикетка.

Однако в несравнимо лучшем положении сигаретный бизнес: ничего кроме сырья ввозить не надо. Это наводит на мысль об интересантах новой регуляции. Среди крупных сигаретных компаний в РФ есть те, кто вхож в кабинеты Минсельхоза и кого данное решение не затронет, поскольку им никакой готовой табачной продукции завозить не надо. Они могли подбросить идею чиновникам – пусть конкуренты помаются. Впрочем, исключать фактор глупости и ИБД внутри министерства тоже нельзя.

Как нельзя не отметить ещё одну деталь этой инициативы. Это стало характерной (но от этого не менее отвратительной) особенностью российского государственного регулирования: проект законодательного решение касается одного продукта, а «пояснительная» записка к нему – совершенно другого. Так, в конце 2015 года в России запретили истинный снюс. Депутаты ростовского областного заксобрания, инициировавшие запрет, в своей пояснительной записке описали насвай, упорно называя его «снюсом», и добились запрета продукта, спасающего жизни миллионам американцев, шведов и прочих скандинавов.

С фитосанитарным контролем применён аналогичный демагогический манёвр: в пояснительной записке к проекту решения речь идёт исключительно о табачном сырье, перечисляются страшные насекомые и сорные травы и возможный вред от них. Конечно же, нет ни слова про вредителей в готовой продукции, поскольку такого явления не существует в принципе, но отнести к группе «с высоким фитосанитарным риском» авторы проекта Решения ЕЭК предлагают именно готовую продукцию! Эта фишка рассчитана на то, что адресат пояснительной записки (в данном случае – Евразийская экономическая комиссия) либо слишком занят и читать её не будет, либо отличается особенным скудоумием, то есть даже прочитав не поймёт. Если это прокатило со снюсом в Госдуме, то почему не прокатит в ЕЭК? В аппаратах правительства или АП России фокус не проходит: люди там тоже занятые, но бумажки читают и слабоумием не страдают. И к тому же им приходится отвечать за свои слова. Безответственно могут себя вести лишь депутаты, что доказано практикой. А вот как поведут себя чиновники ЕЭК, мы обязательно расскажем.

Налицо новая дополнительная (к пандемии и цифровой маркировке) угроза российскому рынку несигаретной табачной продукции, в первую очередь, сигарному рынку. Возможные рекомендации импортёрам и магазинам те же: создавайте товарный запас, пусть и ценою заморозки капитала – повышенные цены в момент дефицита компенсируют эти финансовые издержки.


Источник

Об

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *