Строительная компания
stroidom-shop.ru
comintour.net
Правила игры

Мария Котова о последствиях демпинга на табачном рынке

Расхожая поговорка «инициатива наказуема» уже не раз доказывала свою актуальность, оказавшись справедливой и для табачной отрасли.

Под конец 2019 года Счетная палата поддержала законопроект о введении единой минимальной цены на табачные изделия, разработанный депутатами Госдумы. Идея обсуждается не первый год, но теперь выглядит близкой к реализации. По официальной версии пояснительной записки, норма нужна для борьбы с нелегальными сигаретами, которые занимают свыше 10% рынка. Потери бюджета из-за недополученных акцизов и НДС могут превышать 70 млрд руб. Но на табачном рынке говорят, что на самом деле законопроект призван решить совсем иную проблему и речь идет о гораздо больших убытках. Но не бюджета, а табачных компаний.

Игроки надеются таким образом избавиться от необходимости платить торговым сетям бонусы за продажи сигарет по цене ниже максимально допустимой, которая сейчас указывается на пачке. Ее производитель определяет самостоятельно, декларирует в Федеральную налоговую службу и платит налог. По действующему законодательству дороже продавать сигареты нельзя, зато разрешается скидка в пределах 25%.

Ее и добиваются торговые сети, получая фактически вознаграждение от производителей, которым подобные «промокампании» обеспечивают поддержку спроса. Многие наверняка сталкивались с отсутствием любимой марки в магазине, получая предложение кассира приобрести альтернативу. Как отмечает один из участников рынка, такой способ продаж также вполне может быть частью «маркетинговых акций». По подсчетам другого собеседника, в 2019 году общий размер вознаграждения, выплаченного табачниками торговым сетям, мог составить около 150 млрд руб. За год в стране было продано сигарет примерно на 1,5 трлн руб., а средний по рынку объем выплат сетям — около 13%, объясняет расчеты мой собеседник.

По формуле законопроекта в 2019 году минимальная стоимость сигарет могла быть установлена в 86,3 руб. за пачку. В результате «скидки» в 25% для ряда брендов низшего ценового сегмента, которые сегодня могут стоить около 65 руб. за пачку, стали бы невозможными. А табачникам не пришлось бы платить «бонусы» ритейлу. Между тем исходно идея действующей схемы принадлежала именно производителям сигарет, которые теперь пытаются с ней бороться: в условиях жестких ограничений на рекламу конкурировать между собой они могут только ценой.

Торговые сети новые правила не комментируют, неофициально предупреждают, что любые ограничения приведут к падению спроса. Но, когда речь идет о таких суммах, как 150 млрд руб., табачники, кажется, готовы пойти на любые меры для снижения зависимости от сетей, пусть и рискуя потерять часть потребителей.

Мария Котова, «Коммерсантъ»: Москва (№ 2 (6723) от 10.01.2020):


Источник

Об

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 3 =